Городское профессиональное объединение
«Совершенствование профессиональной компетенции педагогов
в работе с художественной картиной»
Тема: «Тайны композиции и секреты цвета»
Форма проведения: дистанционно.
План:
- Методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством (текст).
- Ознакомление с научно- методической литературой (видеопрезентация).
- Составление искусствоведческого рассказа по картине для дошкольников (видеопрезентация).
- Открытое мероприятие с детьми средней группы «Лучики» по рассматриванию картины Зинаиды Серебряковой «Девочка с куклой» (видео, методическая разработка).
- Культурная практика по знакомству с картиной Н. Богданова-Бельского «У порога школы» с детьми подготовительной группы «Веселые нотки» (видео, методическая разработка).
Методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребёнка. Данная область предусматривает формирование у ребёнка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства, воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития.
Изобразительное искусство – это художественное отражение действительности в образах, которые человек зрительно воспринимает.
Произведения искусства вызывают у человека радость от их восприятия, стремление ими любоваться. Происходит это потому, что художник только ему присущей манерой выражает своё отношение к объектам, явлениям и событиям окружающей жизни, которые лежат в основе произведений искусства. Он одухотворяет то, что изображает. Искусство представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открыть для себя незнакомое в том, к чему он давно привык. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет глубже познать окружающую жизнь. Знакомясь с произведениями искусства, дошкольники с помощью взрослого познают и открывают для себя окружающий мир.
У изобразительного искусства четыре основные функции:
Познавательная. Она включает в себя познание окружающего мира посредством изобразительного искусства. При ознакомлении с изобразительным искусством используются образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей. Дошкольники знакомятся с изобразительными терминами – холодный тёплый тон, свет, тень, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, план картины и др. | Эстетическая. Дети учатся видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, красоту окружающей природы, развивают эстетический вкус, начинают понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине, их может взволновать выразительное лицо на картине, красота пейзажа, натюрморта. |
Воспитательная. Искусство способствует воспитанию различных чувств, закладывает основу представлений о нравственно-этическом идеале, дети учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображённых художником. | Коммуникативная. Отражает опосредованный способ общения людей разных народов и времён. Приобщение к искусству расширяет социокультурный опыт ребёнка, его взаимодействие с другими людьми, природой и обществом. |
Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с дошкольниками. Правильный отбор произведений живописи является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.
Критерии отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:
- доступность возрасту (учёт возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);
- разнообразие стилевой манеры;
- доступность содержания для детского восприятия;
- художественная ценность,
- разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.);
- положительное эмоциональное воздействие на ребёнка;
- учёт сезона, принципа краеведения при подборе картин (первоначально детей знакомят с образами родного края;
- содержание должно носить воспитывающий характер.
Формы работы с детьми по организации восприятия произведений искусства:
- Беседы с использованием репродукций
- Выставки
- Экскурсии
- Виртуальные экскурсии (организация электронных экспозиций)
- Проектная деятельность
- Самостоятельная художественная деятельность
- Индивидуальная работа (с одарёнными детьми, с детьми у которых затруднения)
- Сюжетно-ролевые, дидактические игры
Методы и приёмы ознакомления детей с изобразительным искусством:
- Пояснение применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.
- Сравнение повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий (анализ, синтез, умозаключения).
- Акцентирование деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине.
- Активизация предполагает эмоциональный отклик у детей на картину.
- Оживление детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины.
- Использование современных информационных технологий.
- «Вхождение» в картину оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей.
- Музыкальное сопровождение используется как перед восприятием картины, так и во время её рассматривания. Настроение музыки созвучно настроению картины. Одновременно происходит воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображении на картине.
- Игровые приёмы помогают сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом.
- Экспериментирование с изобразительным материалом.
- Настольно-печатные игры.
- Исследования.
- Экскурсии в художественные галереи.
- Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта.
- Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка.
- Создание ситуации упражняемости.
- Показ жестом.
- Игры-имитации.
- Проблемные ситуации
- Художественное слово
- Беседа о художнике
- Искусствоведческий рассказ
- Описание предшествующих и последующих событий
- Рассказ о том, что увидел на картине с закрытыми глазами
Этапы ознакомления дошкольников с живописью:
Первый этап — искусствоведческий рассказ педагога
Второй этап — развитие умения самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формирование умения «читать» картины, мотивация эмоционально-личностного отношения к произведению.
Третий этап — формирование творческого восприятия картины, сравнение изображённого с личным опытом, развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.
Живопись – один из видов изобразительного искусства, воссоздающего всё богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок. Основными выразительными средствами живописи являются цвет (колорит) и композиция. Цвет передаёт определённое состояние: радость, грусть, тревогу, умиротворение и т. д. Композиция – это построение картины, планов (близко, далеко), выбор полотна, замысел художника.
Натюрморт — это изображение неодушевлённых предметов. Именно с него лучше начинать ознакомление детей с живописью. Он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрмортах, им хорошо знакомы.
Пейзаж – это изображение естественной или изменённой человеком природы. Пейзажная картина отражает реальную природу, увиденную и прочувствованную художником. Выбор уголка природы или города определяется настроением художника, состоянием погоды, освещённостью, временем суток. Особое место в картинах этого жанра занимает передний план. Он помогает раскрыть идею произведения, замысел художника. На переднем плане художник всё изображает более детально и выразительно, объёмно и многоцветно. На заднем плане всё изображено более обобщённо.
Виды пейзажа:
- морской — изображение моря
- космический — изображение космоса
- сельский — изображение деревни на фоне природы
- городской (архитектурный) — изображение городских архитектурных сооружений, промышленных объектов на фоне природы
- выдуманный — изображение сказочных, фантастических образов
- исторический — изображение мест, которые связаны с историческими событиями.
Жанры пейзажа:
- лирический отражает красоту природы, вызывает определённые переживания (радость, грусть и т. д.)
- драматический вызывает ощущение тревоги, беспокойства (предвещает грозу, бурю)
- романтический вызывает яркие, сильные чувства, в нём природа ассоциируется с чувствами человека.
Портрет – это изображение конкретного человека или группы людей. Этот жанр самый сложный в изобразительном искусстве. Художник раскрывает образ человека, выражает его внутренний мир, высказывает своё личное мнение о нём. В групповых портретах художник раскрывает образ через индивидуальность каждого человека. Знакомство с этим жанром живописи помогает развивать у детей чуткость, чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость, учит понимать духовный мир человека.
Виды портрета:
- парадный
- камерный
- костюмированный
- исторический
- групповой
- семейный
- автопортрет
Жанровая живопись и её виды:
- Бытовой жанр. Близкий к опыту ребёнка. На картинах изображена жизнь людей, их быт.
- Исторический жанр. Картины, посвящённые историческим событиям. В них художники отражают жизнь и быт людей, которые жили раньше
- Батальный жанр. Считается разновидностью исторического жанра. Изображение битв и эпизодов войны. Он раскрывает патриотический дух людей.
- Мифологический жанр. Картины написаны на сюжеты былин, сказок, легенд. В них художник создаёт поэтический и героический образ народа.
- Анималистический. На картинах художник изображает животный мир. Художников, которые работают в этом жанре, называют анималистами.
Анализ произведений живописи с детьми дошкольного возраста включает три группы вопросов:
- Общие вопросы: название картины, фамилия имя отчество художника, о чём написана картина, что самое главное в картине и как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как оно соединено с главным, что красивое показал своим произведением художник, о чём думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
- Постановка вопросов развивающих умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению (О чём картина? Почему вы так думаете?). Вопросы, способствующие развитию у детей умения рассуждать, анализировать, делать выводы
- Вопросы побуждающие сравнение изображённого с личным опытом, развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
Детей младшего возраста приобщают к искусству в процессе ознакомления с доступными произведениями живописи. С помощью красочного описания, вопросов к детям развивают умение внимательно рассматривать живописные картины. Развивают умения узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм цветовых пятен, яркость и нарядность цвета; выражение с помощью цвета сезонных состояний природы, чувствовать выразительность форм, размера, фактуры, пространственного построения (на всём листе, в центре, на «линии земли»).
Начиная со средней группы, детей знакомят с профессией художника. У детей развивают умения внимательно и последовательно рассматривать живописное произведение, узнавать изображённые предметы, выделять их сенсорные признаки. Детей с помощью интересных описаний, вопросов, образных сравнений подводят к пониманию образа, обращают внимание на средства выразительности, выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве. Детей знакомят с жанрами живописи. Активизируют и развивают интерес детей к посещению музея.
В старшей группе у детей обогащают представления и развивают умения различать жанры живописи; различать и называть некоторые виды пейзажа, натюрморта, портрета, жанровых изображений. Развивают умения эмоционально откликаться и оценивать художественные образы живописи; понимать выразительность художественного образа; формировать собственное суждение, предпочтения. Подводят детей к пониманию художественного образа живописных работ, идеи произведения, к установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделению настроения картины, отношения художника к изображённому. У детей развивают умения выделять (на доступном уровне) творческую манеру некоторых художников.
У детей подготовительной группы с помощью проблемных вопросов, чтения детских энциклопедий об искусстве активизируют проявление интереса к изобразительному искусству. Побуждают детей эмоционально-эстетически откликаться на выразительность живописного художественного образа. Детей подводят к самостоятельному пониманию художественного образа, идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности, выделению настроения произведения, отношения художника к изображённому. Совершенствуют умения художественного восприятия, умения выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике произведений, используемых средств выразительности, настроения образов. У детей инициируют самостоятельную интерпретацию, эстетическую оценку, высказывание собственного суждения, использование терминов эстетической направленности. Развивают умения выделять (на доступном уровне) творческую манеру некоторых художников. Поощряют и поддерживают интерес к посещению музеев, галерей, проявление познавательной и творческой активности в процессе экскурсий, отражение впечатлений в разнообразной деятельности.
Предполагаемые результаты:
- Знают о значении искусства в жизни человека.
- Проявляют эстетические чувства, откликаются на прекрасное в окружающем мире и в искусстве.
- Знают жанры живописи, виды жанров живописи.
- Умеют анализировать художественные произведения, используя в монологической речи образные выражения и некоторые искусствоведческие термины.
- Знают о взаимосвязи изобразительного искусства и музыки.
- Знают художественные средства выразительности живописи, умеют использовать в самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Методическая разработка занятия «Девочка с куклой«
ссылка занятия «Девочка с куклой»
Культурная пракика -На пороге школы — подготовительная группа
ссылка культурной практики «У порога школы»