1.Сведения о материально — техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ
Детский сад расположен в типовом двухэтажном здании по адресу г. Котлас, ул. Кедрова д.14, обеспечивается централизованным отоплением, канализацией, водопроводом, отвечает требованиям СанПиН. Прилегающая территория оборудована площадками для каждой группы, мини-стадионами, участками для ознакомления детей с природой. Сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, прачечная). На каждую группу — групповое помещение, спальня, раздевалка, туалет.
а) наличие оборудованных учебных кабинетов
- Групповые комнаты – 12
- Спальни – 12
- Музыкально-спортивный зал – 1
- Кабинет учителя-логопеда/ учителя-дефектолога (совмещенный с кабинетом педагога-психолога) – 1
- Методический кабинет – 1
- Медицинские помещения (кабинет медсестры, процедурный) – 2
- Игровая площадка (оснащенность) – 12 теневых навесов, песочные дворики, спортивное и игровое оборудование
- Спортивная площадка – 2
б) наличие оборудованных объектов, для проведения практических занятий
- Групповые комнаты — помещения для занятий и проектов: обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей.
- Музыкально-спортивный зал — помещение для занятий физкультурой и музыкой, для проведения досугов, праздников, утренников.
- Кабинет учителя-логопеда/ учителя-дефектолога (совмещенный с кабинетом педагога-психолога) — коррекционные занятия, тренинги, психологические игры и т.д.
- Музей «Северная изба» организован для реализации общих задач образовательной программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), сундук, кровать с подушками, глиняная посуда и много другое.
- Центр «Достопримечательности и народные промыслы Архангельской области» (региональный компонент) — дети путешествуют из Котласа в Архангельск: знакомятся с гербом города Котласа, пермогорской и ракульской росписью, каргопольской игрушкой, мезенской и пичужской росписью, с Малыми Карелами и Степаном Писаховым.
- Метеостанция (метеобудка, ветряной рукав, ловец облаков, солнечные часы, осадкомер, снегомер, стенд для наблюдений) — познавательная и исследовательская деятельность, педагоги учат детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы.
- Центр по ПДД «Веселый Светофорчик» (автогородок) — помогает детям в игровой форме научиться ориентироваться на дороге, а также в дальнейшем безопасно использовать ее для передвижения.
- Центр «Азбука безопасности» — воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, моделирование ситуаций, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице в лесу и в помещении.
- Патриотический уголок «Мы часть России»— знакомство детей с государственными символикой страны, областной и муниципальной символикой, предоставлен материал для ознакомления с защитниками Отечества, ведется работа по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
в) наличие оборудованных библиотек
Библиотечный фонд ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
— Физическое развитие
— Социально-коммуникативное развитие
— Познавательное развитие
— Речевое развитие
— Художественно-эстетическое развитие
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
• периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду», и т.д.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
Приспособленной библиотеки для инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ не имеется.
г) наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал с физкультурным оборудованием: обручи, мячи разных размеров, шведская стенка, спортивный комплекс с кольцами, канатом; баскетбольная стойка, скамейка, гимнастическая, мат гимнастический, палка гимнастическая, палка гимнастическая короткая, скакалки, кегли, мешочки с грузом, мяч набивной большой, малый, стойки для подлезания, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маты, игровые модули, маски и атрибуты для подвижных игр.
На участке детского сада оборудована спортивная площадка: дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками «осьминоги», дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Для занятий детей на улице. Имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, «дорожка здоровья», яма для прыжков.
Игровые площадки с песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники. Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами (сделаны своими руками) для активной физической деятельности воспитанников. Физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые
д) информация о наличии оборудованных средствах обучения и воспитания
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества. В ДОУ создана современная информационно-техническая база для занятий с детьми, работы педагогов и специалистов.
В МБДОУ имеется необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников детей, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
1) учебно-методический комплект к Программе
2) средства обучения и воспитания:
- печатные (учебно-методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, альбомы с иллюстративным материалом, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе, видеофильмы образовательные, учебные мультфильмы,· мультимедийные презентации, · видео и фотоматериалы с элементами анимации и т.д);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, мольберты и т.д.);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, колбы, глобус и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
- технические средства обучения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны.
Для формирования математических представлений: имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения:: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности:: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр, головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото и пр.
Для познавательной деятельности: в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для художественно-изобразительной деятельности: для самостоятельной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Для развития экологической культуры: используются иллюстрированный материал и наглядные пособия.
Музыкальный зал: фортепиано, музыкальный центр с караоке, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, фонотека, набор портретов композиторов, театральный уголок — ширма, музыкальная литература, музыкальный центр, наборы кукольных театров по русским народным сказкам. Музыкальный уголок в группах: музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр в группах располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы помогают в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми и воспитателями.
3) помещения для занятий и проектов: обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых, и других детей;
4) оснащение предметно-развивающей среды включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.
5) мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки. Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Помещение пищеблока:
- Электроплита – 4 шт.
- Холодильник – 4 шт.
- Холодильный ларь – 2 шт.
- Электрокипятильник – 2 шт.
- Электромясорубка – 2 шт.
- Протирочная машина – 2 шт.
- Картофелечистка – 1 шт.
- Овощерезка – 1 шт.
- Водонагреватель – 3 шт.
Помещение постирочной:
- Стиральные машины – 3 шт.
- Центрифуги – 2 шт.
е) организация доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников, в том числе детям- инвалидам и детям с ОВЗ к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям, к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен образовательной программой ДОУ.
В целях создания единого информационного пространства и доступа педагогов к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети в ДОУ имеются:
— электронная почта;
— локальная сеть и Wi-Fi с доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляет «Ростелеком».
— действующий сайт ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 3 компьютера и 5 ноутбуков, 5 из которых имеют выход в Интернет, и 2 проектора. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения образовательных задач. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – отчет о результатах самообследования, документы, регламентирующие работу ДОУ.
ж) организация доступа к электронным образовательным ресурсам
Доступ обучающихся, в том числе детям- инвалидам и детям с ОВЗ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен образовательной программой ДОУ.
Для организации детской деятельности педагоги используют специально отобранные электронные образовательные ресурсы.
В помощь родителям создан «Виртуальный архив», цель которого развитие единого образовательного информационного пространства ДОУ, демонстрация опыта деятельности педагогов и вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в активное участие в образовательный процессе ДОУ.
Раздел «Дистанционное образование» имеет ссылки на внешние ресурсы, которые сделают занятия с детьми увлекательными даже дома.
з) количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Общежития и интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет, плата не предусмотрена.
2. Специальные условия для получения образования инвалидами и лиц с ОВЗ
а) обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Территория огорожена по периметру железным забором, озеленена насаждениями. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники. Озеленение деревьями и кустарниками проведено с учетом климатических условий, отсутствуют плодоносящие деревья и кустарники, ядовитые и колючие растения. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга. Территория имеет наружное электрическое освещение. На территории выделены игровая и хозяйственная зоны.
Зона игровой территории включает в себя групповые площадки для каждой группы, которые оснащены стационарным игровым оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей, и спортивная площадка. Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны травяное, с утрамбованным грунтом.
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- центральная входная дверь оборудована домофоном,
- разработан паспорт доступности ДОУ с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Паспорт доступности объекта
- ДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинская сестра,
- для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется оборудованный кабинет: педагога-психолога и учителя-логопеда.
- в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам,
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития .
В ДОУ специалистами службы ППк обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
б) наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ
Специально оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ в МБДОУ нет.