Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.

1.Сведения о материально — техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ

Детский сад расположен в типовом двухэтажном здании по адресу г. Котлас, ул. Кедрова д.14, обеспечивается централизованным отоплением, канализацией, водопроводом, отвечает требованиям СанПиН. Прилегающая территория оборудована площадками для каждой группы, мини-стадионами, участками для ознакомления детей с природой. Сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, прачечная). На каждую группу — групповое помещение, спальня, раздевалка, туалет.


а) наличие оборудованных учебных кабинетов

  • Групповые комнаты – 12
  • Спальни – 12
  • Музыкально-спортивный зал – 1
  • Кабинет учителя-логопеда/ учителя-дефектолога (совмещенный с кабинетом педагога-психолога) – 1
  • Методический кабинет – 1
  • Медицинские помещения (кабинет медсестры, процедурный) – 2
  • Игровая площадка (оснащенность) – 12 теневых навесов, песочные дворики, спортивное и игровое оборудование
  • Спортивная площадка – 2

б) наличие оборудованных объектов, для проведения практических занятий

  • Групповые комнаты — помещения для занятий и проектов: обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей.
  • Музыкально-спортивный залпомещение для занятий физкультурой и музыкой, для проведения досугов, праздников, утренников.
  • Кабинет учителя-логопеда/ учителя-дефектолога (совмещенный с кабинетом педагога-психолога) — коррекционные занятия, тренинги, психологические игры и т.д.
  • Музей «Северная изба» организован для реализации общих задач образовательной программы  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), сундук, кровать с подушками,  глиняная посуда и много другое.
  • Центр «Достопримечательности и народные промыслы Архангельской области» (региональный компонент) — дети путешествуют из Котласа в Архангельск: знакомятся с гербом города Котласа, пермогорской и ракульской росписью, каргопольской игрушкой, мезенской и пичужской росписью, с Малыми Карелами и Степаном Писаховым.
  • Метеостанция (метеобудка, ветряной рукав, ловец облаков, солнечные часы,  осадкомер, снегомер, стенд для наблюдений) — познавательная и исследовательская деятельность, педагоги учат детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы.
  • Центр по ПДД «Веселый Светофорчик» (автогородок) —  помогает детям в игровой форме научиться ориентироваться на дороге, а также в дальнейшем безопасно использовать ее для передвижения. 
  • Центр «Азбука безопасности» — воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.  Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, моделирование ситуаций, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице в лесу и в помещении.
  • Патриотический уголок «Мы часть России»— знакомство детей с государственными символикой страны, областной и муниципальной символикой, предоставлен материал для ознакомления с защитниками Отечества, ведется работа по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам  русской культуры.

в) наличие оборудованных библиотек

Библиотечный фонд ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
— Физическое развитие
— Социально-коммуникативное развитие
— Познавательное развитие
— Речевое развитие
— Художественно-эстетическое развитие
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
• периодическая печать по вопросам дошкольного образования (журналы «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду»,  и т.д.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.

Приспособленной библиотеки для инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ не имеется.


г) наличие оборудованных объектов спорта

Физкультурный зал с физкультурным оборудованием: обручи, мячи разных размеров, шведская стенка, спортивный комплекс с кольцами, канатом; баскетбольная стойка, скамейка, гимнастическая, мат гимнастический, палка гимнастическая, палка гимнастическая короткая, скакалки, кегли, мешочки с грузом, мяч набивной большой, малый, стойки для подлезания, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маты, игровые модули, маски и атрибуты для подвижных игр.

На участке детского сада оборудована спортивная площадка: дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками «осьминоги», дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.

Для занятий детей на улице. Имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, «дорожка здоровья», яма для прыжков.

Игровые площадки с песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники. Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами (сделаны своими руками) для активной физической деятельности воспитанников. Физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые


д) информация о наличии оборудованных средствах обучения и воспитания

Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества. В ДОУ создана современная информационно-техническая база для занятий с детьми, работы педагогов и специалистов.

В МБДОУ имеется необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников детей, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

1)  учебно-методический комплект к Программе

2)  средства обучения и воспитания:

  • печатные (учебно-методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, альбомы с иллюстративным материалом, раздаточный материал и т.д.);
  • аудиовизуальные (электронные учебно-методические комплексы, содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по программе, видеофильмы образовательные, учебные мультфильмы,· мультимедийные презентации, · видео и фотоматериалы с элементами анимации и т.д);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, мольберты и т.д.);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, колбы, глобус и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.). 
  • технические средства обучения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны.

Для формирования математических представленийимеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения:: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

 Для развития игровой деятельности:: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр, головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото и пр.

 Для познавательной деятельности: в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Для художественно-изобразительной деятельности: для самостоятельной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.

Для развития экологической культуры: используются иллюстрированный материал и наглядные пособия.

Музыкальный зал: фортепиано, музыкальный центр с караоке, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, фонотека, набор портретов композиторов, театральный уголок — ширма, музыкальная литература, музыкальный центр, наборы кукольных театров по русским народным сказкам. Музыкальный уголок в группах: музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр в группах располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы помогают в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми и воспитателями.

3) помещения для занятий и проектов: обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых, и других детей;

4) оснащение предметно-развивающей среды включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

5) мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки. Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Помещение пищеблока:
  • Электроплита – 4 шт.
  • Холодильник – 4 шт.
  • Холодильный ларь – 2 шт.
  • Электрокипятильник – 2 шт.
  • Электромясорубка – 2 шт.
  • Протирочная машина – 2 шт.
  • Картофелечистка – 1 шт.
  • Овощерезка – 1 шт.
  • Водонагреватель – 3 шт.
Помещение постирочной:
  • Стиральные машины – 3 шт.
  • Центрифуги – 2 шт. 

е) организация доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

          Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
          Доступ воспитанников, в том числе детям- инвалидам и детям с ОВЗ к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям, к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен  образовательной программой ДОУ.

            В целях создания единого информационного пространства и доступа педагогов к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети в ДОУ имеются:
— электронная почта;
— локальная сеть и Wi-Fi с доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляет  «Ростелеком».
— действующий сайт ДОУ.

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества  образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 3 компьютера и 5 ноутбуков, 5 из которых имеют выход в Интернет, и 2 проектора. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения образовательных задач. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – отчет о результатах самообследования, документы, регламентирующие работу ДОУ.


ж) организация доступа к  электронным образовательным ресурсам

Доступ обучающихся, в том числе детям- инвалидам и детям с ОВЗ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен образовательной программой ДОУ.

Для организации детской деятельности педагоги используют специально отобранные электронные образовательные ресурсы.

В помощь родителям создан  «Виртуальный архив»,  цель которого  развитие единого образовательного информационного пространства ДОУ, демонстрация опыта деятельности педагогов и вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в активное участие в  образовательный процессе ДОУ.

Раздел «Дистанционное образование»  имеет ссылки на внешние ресурсы, которые сделают занятия с детьми увлекательными даже дома.


з) количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Общежития и интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет, плата не предусмотрена.


2. Специальные условия для получения образования инвалидами и лиц с ОВЗ

а) обеспечение  доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо. 

Территория огорожена по периметру железным забором, озеленена насаждениями. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники.  Озеленение деревьями и кустарниками проведено с учетом климатических условий, отсутствуют плодоносящие деревья и кустарники, ядовитые и колючие растения. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга. Территория имеет наружное электрическое освещение. На территории выделены игровая и хозяйственная зоны.

Зона игровой территории включает в себя групповые площадки для каждой группы, которые оснащены стационарным игровым оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей, и  спортивная площадка. Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны травяное, с утрамбованным грунтом.

В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • центральная входная дверь оборудована домофоном,
  • разработан паспорт доступности ДОУ с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Паспорт доступности объекта
  • ДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинская сестра,
  • для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется оборудованный кабинет: педагога-психолога и учителя-логопеда.
  • в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам,

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной образовательной программы для детей  с задержкой психического развития .

В ДОУ специалистами службы ППк обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.


б) наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ

Специально оборудованных учебных кабинетов  для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ  в МБДОУ нет.

 

Предметно-развивающая среда